Лена 2014 – на пределе возможностей (КиЯ №251)

Вся представленная на сайте информация носит справочный характер и ни при каких условиях не является публичной офертой, определяемой положениями Статьи 437.

Экспедиция Лена 2014

О масштабах и расстояниях распространяться нет особого смысла: река Лена десятая в мире по длине и восьмая – по расходу. Одного взгляда на карту достаточно, чтобы оценить ее размеры и мощь. На прохождение подобного пути мы отвели себе полтора месяца.

О главных сложностях стоит сказать сразу: мы понимали, что на моторных лодках пройти дистанцию не просто, но особенно не добавляли уверенности мысли о выборе силовых агрегатов. Опыт наших путешествий по Дальнему Востоку и Крайнему Северу страны подсказывал, что топливо для задуманной экспедиции надо брать с собой. Около семи тонн...

Далее начались длительные переговоры, поиски информации, сравнение моделей, переписка с реальными пользователями различных моделей двигателей. В итоге, за три месяца до старта для трех наших лодок мы выбрали моторы Tohatsu – абсолютно новые четырехтактные агрегаты, линейки 2014 года. Они должны были поступить в официальную продажу в мае, практически в день старта нашей группы.

Что повлияло на наш выбор? Опять же, опыт эксплуатации. В августе 2013 года мы три недели использовали двухтактную «пятнашку» этого производителя в экспедиции по реке Алдан. Там и успели оценить неприхотливость и выносливость двигателя, особенно в части потребления топлива неизвестного происхождения и качества. А в этот раз именно бензин и вызывал больше всего сомнений.

В первой трети маршрута, по территории Иркутской области, АЗС достаточно много, местные жители передвигаются активно, поэтому качество топлива, в среднем, нас устраивало. Далее, от Витима до Якутска, ситуация не выглядела радужной. Но, самый протяженный участок, без заправочных станций, начинался после Якутска. А точнее, он тянулся от Жиганска до Тикси, почти на 800 км.

ekspediciya_lena2014_02

Мы подстраховались, насколько возможно. Разбили маршрут на этапы, от АЗС до АЗС, связались с местными жителями в крупных населенных пунктах, выяснили телефоны и географические координаты заправочных станций, заручились поддержкой органов власти на местах.

Тем не менее, главный вопрос – выдержат ли моторы такую дистанцию – оставался без ответа. За ним мы и отправились в Тикси, стартовав из Иркутска 9 мая 2014 года.

Все три лодки, выбранные нами для маршрута, сошли со стапеля в Санкт-Петербурге. Самым маленьким в караване стал РИБ Skyboat SB 460R, на него поставили мотор мощностью 40 сил. «Середнячком» пошел алюминиевый Berkut L-DC, под самым мощным, шестидесятисильным Tohatsu. Флагманом выбрали РИБ «ТехСудПром», которому специально для этой экспедиции на заводе дали название SKYLARK. Ему достался мотор в 50 «лошадей».

ekspediciya_lena2014_03

Разумеется, лодки прошли доводку на заводских стапелях. Что-то делали по нашей просьбе, что-то изготовители меняли по собственной инициативе. Перечислять все нет смысла, но уже на этом этапе мы ощутили, что в экспедиции незримо участвуют десятки людей: сотрудники компаний-партнеров, от низшего звена до руководства, узнав о нашем замысле, взаимодействовали с нами, не считаясь с личными интересами. Пожалуй, точнее всего завершающий период подготовки можно охарактеризовать фразой «звоните в любое время».

Доставка новых моторов из Японии, погрузка в Питере, транспортировка их вместе с лодками в Иркутск, разгрузка и оформление документов – все прошло точно в намеченные сроки. Специалисты компании «Сумеко» – официального дистрибьютора Tohatsu в России – выдали нам исчерпывающие рекомендации по эксплуатации и номера телефонов для экстренных консультаций. И группа отправилась в неизвестность...

ekspediciya_lena2014_04

Теоретически мы знали, что будет трудно. На практике оказалось немного иначе. То есть, иногда совсем не так, как знали. А местами – вообще за гранью понимания. Так, в селе Синск, где располагалась стратегически важная для нас АЗС, мы не смогли подойти к берегу. Оказалось, местные жители выходят в Лену на своих лодках только в самую большую воду. Все остальное время протоки замыты илом и песком, а земснаряды теперь в Синск не приходят. Село на берегу огромной реки – отрезано от нее.

Еще любопытная деталь: в верхнем течении, от Жигалово до Усть-Кута, река Лена считается судоходной, и на берегах установлены створы. Однако, идти по ним – самоубийство. Фарватер поменялся не один раз, судоходство давно остановилось за ненадобностью, дноуглубительные работы много лет не ведутся.

Другой парадокс: на некоторых АЗС нам отказывали в обслуживании, на том основании, что мы использовали пластиковые канистры. Доводы о том, что это специализированные топливные емкости, промаркированные изготовителем и сертифицированные в России, результата не давали. Из-за этого, дважды приходилось искать альтернативную заправку.

Пустяковая, на взгляд стороннего наблюдателя, путаница в названиях едва не завершилась крахом путешествия: в самой безлюдной части маршрута, между Жиганском и Тикси, по предварительной договоренности, нам заранее забросили бензин из Якутска, в село Сиктях.

ekspediciya_lena2014_05

А мы просили доставить его в село Кюсюр, что на 190 км ниже по течению Лены. По прибытии в Сиктях, группа провела съемки на память, пообщалась с местными жителями и, практически на «сухих» баках отправилась в Кюсюр. Мы знали, что в крайнем случае, можем даже сплавиться до точки заправки. Теперь представьте наше разочарование...

Почти неделю потеряли, ожидая посылки с запасными винтами в Олекминске. Изначально, она пришла в срок, но в упаковке оказался не наш груз. Кто-то в транспортной компании недосмотрел, перепутав пару слов в бланке. Пустяк, который обошелся нам дорого, стал серьезным уроком. После Олекминска, мы навсегда усвоили: все, что нужно для обслуживания техники, следует брать с собой, по максимуму.

Любая неучтенная мелочь, в маршрутах высокой автономности, приводит к потерям времени или денег. Иногда материальные издержки кажутся запредель- вными – например, бензин по 150 рублей за литр – но, в конечном итоге, время все-таки оказывается дороже. Всегда.

ekspediciya_lena2014_08

Сейчас, вспоминая те невероятные полтора месяца движения по Лене, хочется написать огромную бесконечную книгу. Перечислить каждый перекат, на которомтрещали корпуса наших лодок; сосчитать каждое бревно, каждую льдину, каждый камень, которые «охотились» на наши моторы; нарисовать тяжелое оранжевое марево лесных пожаров, в котором исчезало яркое северное солнце; снова взлететь на гребень двухметровой волны и рухнуть вниз; передать тревожное ожидание того, что «вот сейчас все». Тревоги не сбылись. Экспедиционная группа «Разбушлат» дошла до острова Столб в устье Лены в запланированные сроки, завершив прохождение реки 8 июня. Через четверо суток, преодолев еще полторы тысячи километров, караван окончательно финишировал в Якутске, в 8 часов утра по местному времени.

Как прошли дистанцию лодки

На всех этапах путешествия суда показали себя отлично. Разумеется, размерность говорит сама за себя: самым комфортабельным, за счет габаритов и огромного двухсекционного тента, оказался РИБ SKYLARK. Его же и грузили больше всех. Впрочем, «Беркут» брал груза почти столько же, но ему больше досталось на мелях. За металл мы переживали меньше, чем за пластик, и он шел всегда первым, расплачиваясь за все наши навигационные ошибки. РИБ Skyboat, помимо того что шел на равных с «большими», использовался разъездной лодкой, для быстрых перемещений во время стоянок и заходов в небольшие притоки.

ekspediciya_lena2014_09

Как прошли моторы

Они прошли – и можно закончить на этом. Но, если не стесняться эмоций, надо признать: сложная смесь из удивления и восторга не оставляет меня до сих пор.

В Кюсюре, чудом, местного жителя удалось уговорить продать нам за какие-то сумасшедшие деньги сотню литров бензина из неприкосновенных запасов. Мы спустились с канистрами в яму заброшенного поселкового морозильника, до пояса затопленного водой. В воде плавали ржавые двухсотлитровые бочки. Зубилом и молотком, высекая искры, хозяин вскрыл одну из емкостей. При свете фонарей налили из бочки что-то без запаха. На берегу, в солнечных лучах, мутное «что-то» оказалось нежно-рыжего цвета, как нефильтрованное пиво...

ekspediciya_lena2014_06

Мы бы вернули этот бензин и потребовали бы назад деньги. Обязательно. Но, где-то в другой жизни. А в Кюсюре жизнь была только одна. И бензин был только один. Без вариантов.

Впрочем, именно в этот момент рядом с нами остановился трактор, на прицепе которого аборигены привезли бочку для заправки своей лодки. У них на транце висел – не поверите – 15-сильный двухтактный Tohatsu. Из бочки в бак на наших глазах они принялись переливать нечто бурого цвета. Их бензин был похож на нефть, разбавленную керосином. И тогда мы поняли – варианты есть, и наш вариант не худший.

ekspediciya_lena2014_07

Итоги

Мы берегли моторы и лодки, как могли. Но, в таком сложном маршруте, на такой рекордной дистанции определение «берегли» становится весьма условным. Технические средства подверглись жесточайшим испытаниям, по целому ряду объективных причин. Проще говоря: мы выжимали из них максимум, эксплуатируя на пределе возможностей. Предела не достигли. Железо, пластик и люди оказались одинаково живучи. Значит, можно двигаться дальше.




  • Журнал: Катер и Яхты №251 (2014)
  • Авторы: Сергей Шинкарев
  • Фотограф: Артур Лаутеншлегер
Вернуться к списку